Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 20 апреля, 2024 (Суббота)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
20.04.2024
Сегодня ситуация, возможно, сложится таким образом, что вам придется действовать немедленно, времени на раздумья не останется вовсе. Запаситесь несколькими вариантами решений заранее.
Случайное изображение
7.jpg
Мудрые мысли
На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.
Цицерон
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

ВСЮ ЖИЗНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ
08 Июля, 2016 - 09:55:10 (opergs)
Василий Федорович Кондаков.jpgДвенадцать лет назад, в ноябре 2003 года, я записал воспоминания фронтовика Василия Федоровича Кондакова. Наша встреча состоялась в небольшом доме коренного лукояновца. На тот момент участнику Великой Отечественной войны было 85 лет, но выглядел он крепким, рослым и широкоплечим.

НА МАНЬЧЖУРСКОЙ ГРАНИЦЕ
Василия Кондакова забрали в армию осенью 1939 года. Служил он пограничником на Дальнем Востоке, в Маньчжурии. Время было тревожное: каждый день на 180-километровой границе ловили нарушителей - подготовленных шпионов. Одного, переходившего Амур по льду, задержали Кондаков с другом.
Застава Василия располагалась у сопки Ястребиный утес, под наблюдением и охраной - 18 километров границы. Кроме того, Кондаков должен был ремонтировать связь. Маскировали ее в стволах деревьев. Проверять линию уходили на неделю. Брали с собой оружие и продукты, лошадь и овес - и в путь.
Вскоре загремела война. Вырыли пограничники укрепления, блокгаузы с обстрелом на три стороны.

ВКУСНА ЛИ ЖАРЕНАЯ МЫШЬ?
Три года прослужил Кондаков на границе. В мирное время мог бы уже домой собираться, но война не отпускала солдат. В конце 1942 года их начали готовить к боевым действиям: сначала в Хабаровске, а потом перебросили через всю страну в Елец. Очень скоро дали в руки винтовку со штыком - и вперед, в наступление! Фронтовик вспоминал:
- В одном бою много полегло нашего брата, и мы перешли в оборону, зарылись в окопы и землянки. Фашисты листовки бросают: «Переходите к нам! Вы голодаете, а наши солдаты едят белый хлеб с маслом». И немец был прав: мы голодали. Дадут по три сухаря - и все. Однажды мой друг зажарил мышь, угостил меня. Съели - вкусно! Когда уже в наше время фронтовиков попрекали продовольственными наборами, я всегда спрашивал: «А вы мышей хоть раз ели?» И сразу замолкали недовольные и завидущие.
Вплоть до Курской битвы враг не давал головы поднять, а потом - долгожданное наступление. Первым освободили Дмитров-Орловский. Бои прошли: много крестов из березы наделал немец для своих солдат... Я был тогда связистом, бегал по линии, провода тянул.В одном из наступлений на Курск Кондакова ранило в лопатку. Лечился он в освобожденном Орле. Видел со второго этажа в окно: весь город, тогда еще деревянный, в огне... Долечивался в Подольске, а потом - снова на фронт. Второе ранение связист получил в руку. Восстановился в белорусском госпитале в Речице и вернулся уже стрелком - вторым номером при ручном пулемете в наступлении под Минском.

СПАТЬ МОЖНО НА ХОДУ
- Однажды в феврале 18 суток в снегу, как куропатки, пролежали, - рассказывал Василий Федорович. - Одну плащ-палатку расстелем с другом, второй укроемся и стреляем. Враг нас косит, как дичь на охоте. Я с пулеметом в одной воронке, немцы - в другой. Не повезло им: первыми выскочили. Я очередью по ним. Упали. И тут бомбить начали... Грохот, свист! Осколки в ноге, в голове. Удалили их у меня - ничего, зажило.
Было и так: днем мы немца окружаем, ночью сами в окружении оказываемся. Не помню, когда и спали. За повозку схватишься, идешь и спишь. Прямо на ходу научились! Однажды идем так, устали до смерти, дремлем на ходу. Впереди - перекресток, а там немец! Ныряем в поле, падаем в борозды. Они и спасли тех, кто успел, но четверо замешкались. И из двенадцати осталось нас восемь.
Боялись, только бы в плен не попасть - уж лучше себя убить. Для этого всегда два-три патрона оставляли. Но жить хотелось всегда!
Однажды отбились от части, потерялись. Хорошо, что на своих наткнулись. На меня уже сообщение подготовили: пропал без вести. Потом немец уже просто драпал. Быстро прошли Польшу, Чехословакию, Румынию, Австрию. Только в Венгрии на озере Балатон долго стояли, с врагом бились.
Войну Кондаков закончил битвой за Кенигсберг.

СОЛДАТ СИЛЬНЕЕ ЛОШАДИ
Снова заглядывая в прошлое, фронтовик вспоминал, как солдаты подбирали трофейное оружие, одежду, сапоги убитых немцев. Ветеран пояснил:
- На границе хорошо одевали, а на фронте - где сам чего добьешься, то и твое.
И вот снова вспыхивает в памяти солдата яркий эпизод войны:
- Увязла пушка в грязи, лошади обессилили и уже не могут вытянуть. Их выпрягли. Командир выхватывает из кобуры пистолет и приказывает солдатам: «Вытащить орудие!». Взялись, крикнули в лад и выдрали пушку из грязи. Сильнее лошадиной сила солдатская оказалась! И спать на ходу животина не научилась, только стоя - солдат и в этом ее превзошел. Он может все.
Был Кондаков свидетелем гибели своих земляков: командира Михаила Катраева из Пои, Андрея Стесикова из Кудеярова. Написал он тогда на родину скорбные известия родным.
О славном прошлом солдата напоминают боевые награды: медаль «За отвагу», два ордена Красной Звезды, один из которых прямо в траншее после боя вручали, орден Отечественной войны I степени. А последний орден Славы III степени Кондаков получил за то, что продолжал бой сильно раненным. И в госпиталь не пошел: знал, что каждый солдат на счету, а немец сам не бежит, его гнать надо. Да и война шла к концу - не хотелось своих бросать.
Демобилизовался по трем ранениям, был такой приказ тогда. В конце 1945 года вернулся домой, но ненадолго, вновь на службу забрали. Кондаков с допризывниками возил на лошадях лес и дрова в Борском районе, таскал на склад снаряды в Сормове. Только в начале мая 1946 года с трудом домой отпросился. Восемь лет на войне и в армии!

В МИРНОЕ ВРЕМЯ
Кондакова выбрали председателем промышленной артели «Кустарь», с которой начинался промкомбинат в Лукоянове. Затем он был председателем горсовета, заведующим райфо, секретарем райсовета. Работал и учился: сначала в вечерней средней школе, потом заочно в Ленинградском финансово-кредитном техникуме. Вел газопроводы от «Союззволгогаза» в Шатки и деревни своего района, возглавлял «Союзпечать». Часто работоспособного, энергичного и успешного Василия Федоровича бросали на возрождение пришедших в упадок предприятий: в промкомбинат, два раза - в ремконтору. В последней Кондаков проработал в общей сложности 17 лет. Мощная тогда была организация: сделали пристрой к районной больнице и к педучилищу, построили РДК и детсады, библиотеку и жилые дома, весь водопровод и дороги. Возводили интернат в Тольском Майдане, столовую в Крюковке, Дома культуры в Кудеярове и Крюковке, весь водопровод в Гагинском районе. Всю жизнь на мирной передовой провел фронтовик, вечный созидатель-строитель!

Александр КРЫЛОВ. Фото автора

http://lukpravda.ru/

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх