Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 25 апреля, 2024 (Четверг)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
petr123 (Статьи)
4 ноября 2023 — 17:49
Добрый день. Спасибо за скетч и схему Но у меня вопросы. 1) Я бы хотел промерить характеристики провода. Те у меня нету на обратной стороне провода... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
25.04.2024
От того, с какими людьми и о чем вы будете сегодня говорить, во многом зависит, как сложится ваша судьба на ближайшие пару недель. Выбирайте собеседников повнимательнее.
Случайное изображение
План бокового (южного) фасада монастырского Собора.jpg
Мудрые мысли
Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.
Лев Николаевич Толстой
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

И.И. ПОЗДЯЕВ. Дневники переводчика. Воспоминания о Великой Отечественной...
19 Мая, 2015 - 14:13:06 (opergs)
Часть четвертая
УЧИТЕЛЬ. Продолжение.

Школьные (и не только) проблемы

Прокатившаяся по Украине война оставила везде одни и те же школьные проблемы: если помещения для занятий еще и можно было подобрать, то не было (не хватало) учителей, не было учебников, письменных принадлежностей и не было (не хватало)… учеников! При запланированной мне дневной шестичасовой учебной нагрузке в Хотиновской школе оказалось, что необходимо организовать все элементы структуры учебного процесса фактически с нуля. «Ладно, – говорю, – я возьму в колхозе лошадку, всех знакомых партизан объеду, что-нибудь из учебников у них найду и в школу при-везу». Дали мне седло и лошадку, которую один партизан – когда проходил в этих местах фронт – раненую привел к себе во двор, выходил и оставил. Я на ней поехал, познакомился с местным начальством, а бывшие партизаны мне помогли и мы набрали старых книг и карандашей. В классе на страницах этих книг ученики писали между строчек, чтобы лучше запомнить материал. А у меня – никакого плана занятий, нет программы – то, что я помнил, этому и обучал. У кузнеца Цыкало был сын – хороший парень, должен был учиться в десятом классе, а два года в школе при немцах не учились. И вечером меня посылают пройтись по местам сборищ молодежи – у них, как и у нас, такие же «кельи», где собираются молодые парни и девушки. Я и ходил по кельям, уговаривал учиться, чтоб не шлялись, а готовились к урокам, а сын Цыкало и еще два его друга – тоже крупные парни – наподобие охраны везде ходили со мной по селу. Пройдем с ними по селу, а на другой день докладываю директору, кто согласился пойти в школу. Была одна девушка школьного возраста, мать не пускала ее в школу. Я поговорил с матерью, и она отпустила, только с условием, чтобы дочь там не обижали. Пошутила, должно быть: девушка сама здоровенная, сама обидит, кого захочет. «Я, – говорит, – гукну ее» (позову – авт.). Позвала дочку: «Ходь до дому. Прийшов вчитэль за тобою». Дочь зашла в хату, остановилась у порога. А хозяйка спрашивает меня: «Ну, як? Сподобалась тэбэ моя дочка?». Я сказал, что все ученики мне нравятся. – «Ну, тодi вiдпускаю в школу». Вот таким образом, где шуткой, где уговорами – удалось собрать учеников в школу. Нечеловеческие условия киевского плена не сломили мой дух, но заметно сказались на физическом состоянии: хоть и вылечили мне ноги в партизанском лагере, но прицепились суставные боли, появлялись опухоли, экзема. Подсказали мне адрес женщины-лекаря, которая делает мази на основе нутренного жира. Обсудил ситуацию с хозяйкой, и она обратилась за помощью к подругам. Как нанесут внутреннее сало!: хозяйки бегут со всего села; старушка моя уже не принимает – некуда – а они обижаются: возьмите для вчитэля! Я взял одну небольшую макитру (горшок) и поехал в соседнее село Нежинского района под названием Кукшин к Марии Денисовне Солодовник (она была полячка, а вышла замуж за украинца и жила в Черниговской области). Она взялась меня лечить – и действительно, опухоль прошла, только через три-четыре дня велела снова приходить – другую мазь сделает. Я спросил про порошок коричневого цвета, который она добавляла в мазь. – А это не должно быть для Вас интересно, Вас должно интересовать излечение – ведь Вы на войну поедете. – Что с меня за работу? А то вдруг вызовут в военкомат раньше и не смогу к Вам придти во второй раз? – Нет, это плохо, надо придти во второй раз! А денег не возьму! Я продолжал настаивать: – Так что же? Если денег не берете, то вот, я две посудины принес… – А идите с моим мужем изничтожьте – одну хотя бы. – Но ваш столяр тогда работать не будет. – Неважно! Небольшое отступление. Так и получилось: в декабре вызвали в военкомат, и во второй раз не пришлось полечиться у этого медработника. А в армии, на фронте, болезнь эта возобновлялась. После войны, в 1986 году, по линии военкомата мне давали путевку в санаторий г. Саки в Крыму – там очень эффективно лечили грязями. Спустя несколько лет суставная болезнь настолько обострилась, что не мог держать в руках никакого инструмента. И тут помогла народная медицина: настойка «золотого уса» по ложечке внутрь, и ею же натирать больные места. За три месяца болезнь полностью исчезла! А экзему я научился «прогонять» тепловым воздействием: держать ноги у тлеющих в печке угольков, пока терпимо.

***


Проработал в школе Хотиновки всего 2 месяца до начала декабря 1943 года – а потом надо было идти воевать. О простых, человечных и доброжелательных людях Хотиновки и других населенных пунктов, где приходилось бывать, остались у меня самые теплые воспоминания. Забегая вперед, хочу привести справку из Хотиновской семилетней школы, которую по запросу выслали мне в сентябре 1950 г. В переводе с украинского языка нет необходимости, текст справки понятен, поясню лишь названия месяцев: вересень – сентябрь (название связано с приметой: цветет вереск), грудень – декабрь. Подобную же справку (довiдку) прислали мне и из Носовского райотдела народного просвещения, но в датах начала и окончания моей работы в школе есть небольшая разница. Оба эти документа дороги мне: напоминают о героических годах молодости. Отголоски войны: встреча с вооруженным всадником После партизанского отряда, проработавши в Хотиновке до конца 1943 года учителем, решил я идти на фронт. В военкомате попросил выправить мне документы, чтобы я самостоятельно догонял кавалерийский полк. Это ночевали у меня на квартире в Хотиновке кавалеристы, и они предложили мне идти служить в их полк, пояснив, как найти и показав по карте маршрут их движения. После прохождения медкомиссии в Носивском райвоенкомате мне поручили доставить в Киевский запасной полк группу новобранцев, в которую входили местные жители – крепкие такие добры молодцы, – и мы вышли из райцентра Носивка в недалекий поход на станцию. К нам по дороге примкнули и другие местные жители, уезжавшие из райцентра. По полевой дороге, постепенно поворачивающей влево, на задах Носивки, догоняет нас верховой на коне и начинает придираться то к одним, то к другим. За спиной у него висел немецкий автомат, а сам он был заметно пьян. «Молчать!» – кричит на всех. Идущие вместе с нами гражданские узнали всадника: это был полицай, служивший немцам, и начали его стыдить за эту службу фашистам. «Так ты полицай немецкий, – говорят ему, – что ты тут лазишь?». «Кто там сказал, вот я вас всех! – он взял из-за спины автомат и дал очередь поверх наших голов. – Ложись, иначе всех перестреляю!». Пришлось нам лечь в кювет. Пьяный бывший полицай продолжал свои угрозы: затоптать нас конем и перестрелять из автомата. Пока он отвлекался на одних, присоединившиеся к нам по дороге местные жители незаметно подобрались к нему с другой стороны, вцепились в него и повалили на дорогу, отобрав автомат. Начали бить его – и били долго, до тех пор, пока не перестал дышать. Послушали: не дышит – и бросили его в канаву: он, полицай, сам искал себе такой смерти. Я упрекаю их: «Ведь отвечать за смерть человека придется», а они говорят: «Мы знаем его, это немецкий полицай, и отвечать за него не будем. Туда ему и дорога». И пошли дальше по направлению к вокзалу. До подхода поезда эти мужики уже успели спрятать автомат и передать кому-то коня. Больше я ничего не слышал об этом инциденте, т.к. призывников передал в запасной полк, да и сам туда против своей воли попал, хотя рассчитывал догнать конную воинскую часть, о которой мне рассказывали ночевавшие у меня в Хотиновке кавалеристы. Правда, нам с Комбасовым через шесть дней удалось-таки вырваться из запасного полка, и затем мы догнали кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Баранова. И с 24 декабря 1943 года я вновь был в Советской Армии, на фронте.

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх