Сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе
Нижегородской области
Сегодня: 03 мая, 2024 (Пятница)
 Главная | Фотоальбомы
Помощь проекту
Карта Сбербанка:
4276 1609 4789 6784 (СМШ)
Последние комментарии
Владимир (Статьи)
4 часа 24 минуты назад
Здравствуйте а фото есть? >>>
Евгений (Статьи)
4 февраля 2024 — 10:42
Моя бабушка как-то говорила: "мы не эрзя и не мокша. Мы - шокша" Она родом из Печь. >>>
Гость (Статьи)
28 ноября 2023 — 22:57
Материал сырой и не точный. >>>
petr123 (Статьи)
5 ноября 2023 — 00:01
Спасибо >>>
admin (Статьи)
4 ноября 2023 — 19:45
Добрый день. 1) Насколько я знаю, два ADSL модема не соединятся между собой. Только связка DSLAM и ADSL модем. В связке могут работать два SHDSL... >>>
Прогноз погоды
Поиск по ключевому слову
Ежедневный гороскоп
Вчера  Сегодня  Завтра
Овен (21.03–20.04)
03.05.2024
Сегодня вы будете настолько легкомысленны, насколько вам это позволит возраст и общественное положение. А возможно и более. Глупости, конечно, делать приятно, однако знайте меру.
Случайное изображение
viveska_so_storoni_shatkov.jpg
Мудрые мысли
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Артур Шопенгауэр
Реклама
Наш баннер
Лукоянов.Ру - сайт о городе Лукоянове и Лукояновском районе.


Фильтр:

Село Чиргуши
21 Октября, 2012 - 03:14:38 (admin)
Монашкин пруд.jpg История начинается с момента обнаружения здесь мордовских бортных ухожаев. Первое упоминание о Чиргушах относится к 1596 году, когда представители местной мордвы присутствовали при разделе земель умерших помещиков. С эрзянского чире — край или наклон, кужо — поляна, т. е. означает край поляны или кривая поляна. Не случайно первые улицы села Панкстьяновка и Ватракшонка своим расположением образовали кривую дугу. Да и село расположено в холмистой местности. Так что свое название Чиргуши точно оправдывают.

Эрзянское население эффективно использовало природные запасы своей территории. Чиргушские земли расположены по обе стороны р.Ежать. Территория в основном ровная, но имеется несколько оврагов которые спускаются к рекам Арьке и Ежати. Почва — серый суглинок. В пониженных местах встречается коричнево-темный суглинок и долинный чернозем. Примером может служить правый отлогий склон к р.Арьке, где тянется узкая полоска долинного чернозема, содержащего около 7% гумуса. Самые худшие земли находятся за р.Ежать. Начиная с XVII века часть жителей села перешла в разряд удельного надела, а 116 семей принадлежали помещикам Алексееву и Панютину. Сельчане владели 3000 га земли. Сеяли рожь, овес, вику, чечевицу, пшеницу, выращивали лен и коноплю, сажали картофель.

Село является родиной доктора исторических наук М.А.Китаева, профессора А.С.Аникина, Героя Социалистического Труда М.И.Гамзяевой, кандидата филологических наук Н.И. Рыбакова, Заслуженного врача Республики Мордовии Р.И.Балякиной.

Авалей — (с эрзянского языка ава — женщина, лей — река, ручей, но употребляется в значении овраг, т.к. река или ручей обычно берут своё начало в овраге). Поэтому в буквальном переводе означает — «женский овраг». Около этого оврага в советский период чиргушские женщины, наравне с мужчинами, получили землю. Это произошло после Февральской революции 1917 года в России.

Баранлей — название оврага, в котором хозяин общественного барана косил сено. В селе сложилась традиция барана для общественного стада держать у одного из крестьян. Ему же отдавалось преимущественное право на покосы в оврагах.

Но у мордвы в перечне земледельческих праздников есть так называемый Баран-латко-озкс — бараньего оврага моление. Это были языческие моления и празднества. Обычно они происходили у родника в овраге. Обязательно родник должен был находиться в глухом месте. У родника совершались моления о дожде, если стоит засуха, о сохранении скота, моления в честь Солнца и т. д. В ходе молебна совершалось жертвоприношение.

Боярской — название части села, которой владел помещик или, как говорят местные жители, барин. Село Чиргуши относилось к удельному ведомству, т. е. крестьяне и земли принадлежали лично царю. Но чиргушские земли ещё с XVII века были поделены на две части: удельную и помещичью. На сегодняшней улице Панкстьянка находился большой барский дом, хозяйственные постройки. Барин имел прекрасный сад. Остатки того сада можно видеть и сегодня. В годы революции хозяин продал усадьбу своему же уряднику — Пронину Матвею Григорьевичу.

Букалей (с эрз. бука — бык). Раньше для общественного стада быка крестьяне держали в своем дворе по очереди или несколько лет бык находился у одного хозяина. Для содержания быка хозяину выделяли сенные покосы. Но так как сенокосы обычно находились в оврагах, то и овраг называли «букалей». Преимущественно сенокосами владел вначале тот, у кого находился бык. Выгода в содержании быка была очевидна, т.к. можно было свободно косить сено в необходимых объёмах.

Но существует и вторая версия происхождения данного названия. У мордвы существовал праздник Букань озкс — бычье моление. В этом обряде участвовуют только мужчины. Собираются они в поле или у родника. Из одного или двух пудов меда заготавливают «пуре» — пьяную брагу и режут быка. Пуре выпивается и бычье вареное мясо съедается. И чем они сильнее перепьются, тем лучше: «пуре было сильное, и бог сильный, и урожай будет сильным». При этом молянам стряпали всякое угощение за мирской счет. Это были особые мордовские моляны.

Валдочей — (с эрз. валдо — светлый, прозрачный, чей — осока). К западу от села находилось глубокое озеро, скорее всего карстового происхождения. Вода в озере была чистая, прозрачная и прохладная. Но постепенно озеро стало мелеть, зарастать осокой. В настоящее время заметно только болотистое место.

Ватракшонка — (с эрз. Ватраки — лягушка). Это название одной из улиц села. Улица расположена вдоль оврага. Переход через овраг, особенно в весенне-осенний период, был очень трудный. Жители села собственными силами очистили овраги, возвели плотины. По всему оврагу образовались четыре пруда. В них постоянно можно было слышать кваканье лягушек. Так в народе и закрепилось название — Ватракшонка. Но есть и другое толко вание этого названия. Детей в многодетных семьях называли «ватракшон ками », т. е. лягушатами. Легенда гласит о том, что во время похода Ивана

Грозного на Казань в этих местах проходил один из отрядов. Тогда эрзянская деревня была небольшой, всего 6-8 дворов. Всех жителей выселили на окраину, а в избах разместили раненых солдат. Взрослых мужиков из деревни забрали в армейский обоз. Оставшиеся жители вырыли на новом месте землянки. Там они проживали некоторое время. Ну, а так как детей в семьях было много и они целыми днями играли на улице, жители назвали её детской, Ватракшонкой.

Гамазеи — общественные амбары, где хранилось зерно на всякие непредвиденные случаи. Эти амбары охранялись жителями села круглосуточно.

Заводлей (сэрз. лей — овраг) — недалеко от озера Калат (находится к юго-востоку от села) на рубеже 20-30 годов XX века был построен кирпичный завод. Работал он на местном сырье. Кирпич, произведенный на заводе, должен был использоваться для нужд сельчан. Но по каким-то причинам завод не стал производить продукцию. А в памяти народной этот овраг остался под названием «заводской».

Заказник лей — по рассказам старожилов, к юго-востоку от Чиргуш за р.Ежать когда-то был большой березовый лес. По заказу английского лесопромышленника этот лес был вырублен. Место, где находился лес, стали называть «заказник», а овраг, находящийся рядом, назвали «заказник лей». Происхождение названия связано с тем, что лес вырубали по заказу правительства.

Мазы пандо (сэрз, Мазый — красивый, пандо — склон) — так называется крутой склон, расположенный по правому берегу Ежати. Получил своё название из-за того, что в летнюю пору он покрыт яркими цветами. Вглядываясь вдаль, сельчане видели перед собой созданный природой яркий цветной ковер.

Муськеме ки — (с эрз. ки — дорога, тропа, муськеме — стирать). Эта дорога проходила по всему селу и спускалась к р.Ежать. В давние времена женщины носили стирать бельё на речку. И сельчане дали этой дороге соответствующее название. Стирка белья для женщин когда-то была особым ритуалом. Здесь женщины могли поделиться между собой сельскими новостями, обменяться мнениями и просто отвлечься от тяжелых крестьянских будней.

Кавто порядкат — (с эрз. кавто — два, порядкат — улица). Данная улица в селе отличается от других улиц тем, что она двухсторонняя. Остальные улицы в Чиргушах односторонние.

Казакинъ пандо — (с эрз. пандо — горка, казак — это прозвище жителя села Антипова Григория Тимофеевича) — около дома Антипова на улице Кавто порядкат зимой образовывалась снежная горка. Снега было настолько много, что около дома Антипова образовывалась снежная коса. Ребята со всей округи собирались сюда для катания на санках и ледянках.

Краснояр — это небольшое, но глубокое озеро карстового происхождения. Оно находится в 2,5 км к востоку от села. По берегам озера произрастает ива. В озере имеется разнообразная рыба.

Манашкань вирь — (с эрз. вирь — лес) — в 12 км восточнее г. Лукоянова, рядом с чиргушским лесом есть пруд, который жители окрестных сёл называют Монашкиным прудом. Он напоминает о том, что на этом месте до 1917 года находился хутор, принадлежавший Лукояновскому женскому Свято-Тихоновскому монастырю. Главным занятием насельниц монастыря было сельское хозяйство. Монастырю принадлежало более 400 десятин земли и из них 284 десятины находились около села Чиргуши Основательница монастыря Анна Никифоровна Листова купила их у местной помещицы Варвары Федоровны Панютиной. На этой земле и был создан монастырский хутор. Здесь были построены часовня в честь Равноапостольных Кирилла и Мефодия, три теплых корпуса для монахинь и наёмных рабочих, молотильный сарай, три амбара для зерна, ветряная мельница, скотный двор, действовала пасека, был построен пруд. Хозяйство хутора было основной статьёй дохода для монастыря, оно снабжало его продуктами питания. Нахуторе выращивались огородные культуры, ягоды и т. д. Послушание на этом хуторе несла монахиня Аграфена Григорьевна. Именно ей было поручено руководство делами монастырского хутора. Старожилы села говорили о её твердом, даже жестком характере.

В 1917 году монастырский хутор был разграблен жителями окрестных сёл, и о его существовании напоминает только сохранившийся до сих пор пруд. Он расположен в очень живописном месте — рядом с лесом, в вершине глубокого оврага, перегороженного высокой и прочной плотиной, которая ни разу за всю свою более чем столетнюю историю не разрушалась. Вода в пруду всегда чистая, теплая. К большому сожалению, в последние годы южный конец пруда сильно зарастает болотной растительностью. Лукояновцы и жители окрестных сёл используют пруд как место отдыха и рыбалки.

Орлей (с эрз. ор — вор) — это название оврага, который соединяет село с ближайшим лесом. В довоенные и военные годы сельские жители по этому оврагу ходили в лес за дровами. Но так как у них не было разрешения на вывозку леса, то им приходилось делать это тайно. Конечно, жители выносили только хворост и небольшие сухие деревца. Крупный лес вы-возить было строго запрещено. За нарушение данного закона полагалось тюремное заключение. Летом хворост таскали на плечах, а зимой возили на санках.

Паровойлей — на берегу этого оврага была построена паровая мельница. Рядом с ней был вырыт колодец. Вода из колодца по трубам поступала в машинное отделение для охлаждения машины, а оттуда также по трубам она вытекала опять в колодец. Позднее паровая мельница была переоборудована в механическую. Около мельницы был вырыт небольшой пруд. Его также назвали Паровым.

Параня ряд — (с эрз. рядсо — участки земли, расположенные в ряд) — во время эпидемии холеры в конце XIX века в селе умерла женщина по имени Параня. По церковным законам её нельзя было хоронить на сельском кладбище. Поэтому сельчане похоронили её за селом, в чистом поле. В могилу положили живую кошку и живого петуха, чтобы зараза дальше не распространялась. Согласно мордовскому преданию, именно эти животные могут преградить путь заразным болезням.

Прорва латко — (с эрз. прорва — бездонная яма, латко — овраг) — по воспоминаниям старожилов недалеко от села образовалась глубокая яма. Вода в этой яме вращалась, и образовывался небольшой водоворот. Местные жители дивились этому чуду. Мужики пытались с помощью веревок и грузила измерить глубину ямы. Но не тут-то было! Вода затягивала все предметы в свою бездну. Даже в самое жаркое лето вода в яме оставалась чистой, прозрачной и очень холодной. Но со временем водоворот исчез, а яма стала заплывать тиной. В настоящее время это еле-еле заметное место. Такое явление характерно для карстовых провалов. Но особенность данного провала заключается в том, что он продолжительное время находился в стадии формирования. Это редкое явление.

Сакало межа — (с эрз. сакало — борода, межа — это граница между участками земли) — это межа, разделяющая чиргушские и новосёлковские поля. Село Новосёлки находится в нескольких километрах от Чиргуш. Между жителями этих сел часто происходили споры, доходившие до драк. Был случай, когда пришлось вызывать военных из Лукоянова для усмирения бунтовщиков. Им пришлось охранять сельчан от набегов соседей в период уборки урожая. Уездные власти, уставшие от постоянных распрей двух сел, провели межевание земельных угодий. Была проведена межа по большой яме. Другого природного ориентира не было. Следить за соблюдением межевого раздела было поручено старику, который жил на берегу большой ямы. Никто не знал этого пожилого человека с длинной седой бородой. Никто и не помнил, как он здесь появился. Жители двух сёл привыкли к тому, что в данном месте встречали старца. Он ни с кем не общался, не разговаривал. Старик жил в полуземлянке, питался тем, что подарит ему мать-природа. Позже старик умер, его похоронили, а место, где жил старик, назвали «сакало яма». Ну и межа получила то же название — сакало межа, т. е. место, где жил старик с большой седой бородой.

Сёмкань пруд (Сёмкин пруд) — пруд находится к западу от села, между селом и лесом. Когда-то эти земли принадлежали крестьянину-единоличнику Семёну Моисееву. На его участке был овражек. Дед Семён углубил овраг и возвел плотину. Талые воды и дожди заполнили его, и образовался пруд. После войны хозяйство деда Семёна нарушилось. Поля стали принадлежать колхозу. Но в народе пруд остался под названием Сёмкань пруд.

Станлей — (стан, т. е. остановка, стоянка, место) — это название самого дальнего чиргушского поля. От старожилов известно несколько версий о происхождении названия данного поля. Из их рассказов узнаём о том, что здесь останавливалось некое войско на отдых. Может быть, это небольшой отряд войска Ивана Грозного, который мог останавливаться в здешних местах. Из истории похода царя на Казань известно, что по северной части нашего района проходило его войско. Доказательством тому служит бой царских войск с татарами около села Ивково (ныне Гагинский район). Другим доказательством является найденный боевой топор XVI века на берегах р. Ежати недалеко от с. Никулино.

Согласно другой версии, здесь располагался цыганский табор. Цыгане жили здесь продолжительное время. Вырыли даже колодец, который в народе называется цыганским. До сих пор люди пользуются водой из этого колодца, когда работают на этом поле.

Старожилы отмечают, что до момента коллективизации, землями владели частные крестьянские хозяйства. Во время уборки хлебов хозяева дальних участков на ночь домой не возвращались и ночевали на этом поле. Пожилые женщины делали «волшебный круг» из снопов, молились и ложились спать. На следующий день, рано утром начинали работать. Не тратили силы, чтобы преодолеть длинную дорогу, а начинали работу отдохнувшими, набравшимися силы. В народе «волшебный круг» называют станом.

Тимонь школа — это двуклассное школьное помещение. Называли школу по имени школьного учителя Тимофея Михайловича Аксенова. До Октябрьской революции в селе местных ребятишек обучала дочь помещика Панютина — Мария Александровна и священник. Потом появились свои чиргушские учителя. Тимофей Михайлович вместе с женой Марией Васильевной стали учителями местной школы.

Явлей — (с эрз. явома — деление, разделение) — это название оврага. К этому оврагу сходятся поля трех сел: Чиргуш, Новосёлок и Пичингуш. Он как бы является водоразделом этих земель. Отсюда такое название. Но есть и другая версия. По рассказам старожилов, в этом овраге находился колодец, в котором людям явилась икона. В последующее время жители трёх сел стали собираться в этом месте на эрзянское моление (озке). Место стало священным.

В настоящее время село постепенно умирает... И этот процесс могут остановить только люди. Не обиженная природной красотой чиргушская земля продолжает тянуть к себе сельчан, которые по различным причинам когда-то уехали из родных мест. В мыслях они живут своей малой родиной, своим отчим домом.

Я приехал, с городом простившись,
Выкинув от всех замков ключи.
Ты меня от всех моих печалей,
Ран душевных снова излечи.

Я пройду по старому погосту
И могилы близких навещу.
Попрошу прощенья за обиды,
Ну а сам за все и всех прощу.

Старый пруд совсем зарос и высох,
И тропинка к дому заросла.
Пятистенный дом под серой крышей
Все стоит на взгорке у села.

Снова засияет солнце в окнах,
Цепь колодезная заскрипит,
И роса на скошенной люцерне
Поутру, как прежде, заблестит.

Здесь в саду такой пьянящий воздух!
А в пруду такие караси!
Вишня, слива, яблоки, терновник-
Не ленись — и ведрами неси.

Жизнь в селе всегда патриархальна.
Я иного здесь и не ищу.
Я привык трудиться, я — эрзянин,
Мне любое дело по плечу.

Лопата, вилы, грабли и мотыга,
Да коса — начала всех начал.
Принимай меня, село родное,
Я так долго путь к тебе искал ...


М.Лазарева

МАТЕРИАЛЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПАНЬКИНОЙ А.С. — УЧИТЕЛЕМ ЧИРГУШСКОЙ
школы, Елыгиным Ю. — СТУДЕНТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА,
СОРОКИНОЙ Н.А. — ЗАВ.БИБЛИОТЕКОЙ.
Литература:
Маркелов М. Т. Избранные труды. Саранск, 2009, с. 118-119

Источник: Край наш Лукояновский. Выпуск 3. Природа и топонимика Лукояновского края. Сост. Кашина Г.И., Комиссаров В.В., Табашин Н.В., Нижний Новгород, 2011

Комментарии

Пока нет комментариев

Наверх